ВЕЩЬ: Вентилятор

http://www.elcomspb.ru/hvent.html

Развитие различных отраслей промышленности, расширение объёмов строительства, создание благоприятных условий для высокопроизводи-тельного труда во многом зависят от эффективности работы систем тепло- и холодоснабжения, вентиляция и кондиционирование воздуха.

Общим для этих систем является наличие в них машин, предназначенных для перемещения рабочей среды. В системах обще обменной вентиляции и кондиционирования такой средой является воздух, в системах технологической вентиляции – смесь различных газов, в системах тепло- и водоснабжения - вода.

Название самой машины (насос, вентилятор, воздуходувка, компрессор и др.) определяется как видом перемещаемой среды, так и создаваемым давлением. Эти машины вместе с гидравлическими двигателями и гидропередачами составляют класс гидравлических машин.

История существования гидравлических машин насчитывает несколько тысячелетий. Первый насос был поршневым и появился, по видимому, за несколько веков до нашей эры в странах древней культуры. Изобретение этого насоса связано с созданием водоподъёмных устройств. Поршневой насос был хорошо известен в Древней Греции и Риме. Изобретателем двухцилиндрового поршневого пожарного насоса является древнегреческий механик Ктесибий (около 2-1 вв. до н. э.).

Машины для перемещения воздуха и газов появились значительно позже насосов. Изобретателем воздушного поршневого нагнетателя – прототипа современных компрессоров с одной ступенью сжатия – считается немецкий физик О. Герике (1640 г.). Во второй половине 18 века в Англии Вилькинсон запатентовал двухцилиндровый поршневой компрессор и в это же время Д. Уатт изготовил воздуходувную машину с паровым приводом. Многоступенчатый компрессор с межступенчатыми охладителями был предложен в 1849 году Ратеном (Германия). Прообразом осевых вентиляторов можно в какой-то мере считать вертолет Леонардо да Винчи, летать это техническое средство не могло, но ветер создавало изрядный.

Изобретение центробежного вентилятора принадлежит генерал лейтенанту корпуса горных инженеров А. А. Саблукову (1832 г.). Им же была предложена передовая по тому времени методика расчёта таких вентиляторов. В дальнейшем А. А. Саблуков усовершенствовал свой вентилятор («воздушный насос») , представлявший собой цилиндрический кожух с двухсторонним всасыванием, внутри которого располагалось колесо с четырьмя прямыми лопатками. Впервые действие вентилятора А. А. Саблукова было испытано на кожевенном и сахарном заводах. При ручном приводе (два человека) подавалось до 2000 м3 воздуха в 1 час. В 1834 году вентиляторы А. А. Саблукова были успешно применены на морских судах, а в 1835 году – для проветривания Чагирского рудника на Алтае. В 1838 году А.А. Саблуков создал конструкцию центробежного насоса. Названного им «водогоном». Вентиляторы системы А. А. Саблукова нашли широкое распространение в России и за границей.

В 1892 году француз П. Мортье изобрел диаметральный вентилятор. Некоторое время вентиляторы Мортье использовались в качестве шахтных вентиляторов, однако затем они были заменены центробежными вентиляторами, имеющими более высокий КПД. После этого диаметральные вентиляторы в течение долгого времени не изучались и были почти забыты. Вновь интерес к диаметральным вентиляторам возродился лишь в середине прошлого столетия сначала в западных странах, а позже и в нашей стране, где большую работу по созданию совершенных конструкций диаметральных вентиляторов проводит Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) им. Н. Е. Жуковского.

Развитие вентиляторостроения шло параллельно с развитием турбо машиностроения. Теория и расчёт осевых вентиляторов приняли современный вид только после создания Н. Е. Жуковским вихревой теорий крыла (1906 г.). Приоритет в разработке современных теорий расчёта вентиляторов принадлежит советским учёным. В результате работ ЦАГИ, созданного в 1918 году, в 1926-1930 годах впервые были предложены физически обоснованные теории осевых и радиальных (центробежных) вентиляторов. Это позволило сконструировать машины, далеко превосходящие по своим аэродинамическим и конструктивным данным созданные в этой области за рубежом.