ВЕЩЬ: Обои

http://statya.com.ua/news7177.html

«...Теперь повсюду стали изготовлять бумагу, чтобы клеить на стены вместо обивки. И верно - когда отдельные листы аккуратно и прочно соединять, то получается весьма недурно и чисто на вид и служит довольно долго, если хранить от сырости и обращаться бережно. Торгуют этой бумагой совсем недорого, а по виду она напоминает шерстяную ткань...» ( лондонский еженедельника «Записки по земледелию и торговле», 30 июня 1699 г.)

Земля Китая всегда была "плодородна" по части всяческих немаловажных для человечества открытий. Вместе с фарфором, шёлком, компасом и порохом она дала миру бумагу и, как следствие, первые обои.

По преданию, некто Цай Лунь удостоился титула «бумажного князя», осадив слой шелковых волокон на старой рыболовной сети. Так в самом начале второго века нашей эры (105 г.) была получена первая в мире бумага. Не исключено, что китайцы стали украшать стены своих жилищ бумагой сразу же после ее изобретения (где-то в начале II века). По крайней мере, в Японии с древних времен толстой бумагой разгораживали помещения и завешивали окна. Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, независимо от капризов моды и разнообразия вкусов. Образцы старинных расписных обоев и сегодня украшают лучшие музеи мира.

Ещё раньше, за 1000 лет до нашей эры появились тканые обои, изобретение которых приписывают ассирийцам и вавилонянам. Первые тканые обои в основном были черно-белые, и только к концу XI века нашей эры они становятся цветными. Грубая выработка приобретает изящество, на смену примитивным рисункам приходят сюжеты из Библии, истории древнего мира, сцены охоты, разнообразные изображения цветов.

Техника производства тканых обоев постепенно приходит в Европу. Здесь появляются фабрики, которые начинают делать обои на заказ. Лучшие художники участвуют в обойном производстве. Они представляют свои картины фабрикантам, которые воспроизводят их на обойных тканях. В 1513-1514 годах Рафаэль приготовил расписанный картон для обоев, которыми предполагалось украсить Сикстинскую часовню. Обои по этому картону ткались во Фландрии, выработкой их заведовал Бернгард Ван Олей, нидерландский художник, получивший образование в рафаэлевской школе. Эти обои до сих пор хранятся в одной из галерей Ватикана. Можно представить, сколько стоили и как ценились тканые обои.

Но потребности росли, и, естественно, нужны были дешевые способы производства. В начале XV века художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк решил, что гораздо проще не ткать рисунок обоев, а рисовать его уже на вытканном полотне. "Ноу-хау" Ван Эйка можно считать началом новой эры по производству печатных обоев. Это значительно снизило стоимость тканых обоев, они начали быстро завоевывать рынок во многих европейских странах. Их производство просуществовало до конца XVIII века.

Европейским лидером в производстве бумажных обоев долгое время была Англия. В течение нескольких веков, английские бумажные обои делались по китайской технологии и даже рисунки копировались с китайских обоев. Люди того времени, успевшие привыкнуть к красоте исполнения тканых обоев, хотели, чтобы бумажные обои были такого же высокого качества. Но технология этого не позволяла - качество изображения сильно уступало тканым обоям, да и раскрашивание узоров на бумаге по трафарету занимало слишком много времени. Расписывать же бумагу вручную - слишком дорогое удовольствие.

Приходилось идти на разные ухищрения. К примеру, англичанин Цанер придумал два новых способа получения бумажных обоев, поразительно похожих на материю. Он решил "тиснить" бумагу, как ткань, или насыпать обрезки шелка или шерсти на грунтованную поверхность бумаги, которые прочно приклеивались к ней после высыхания грунта. Кстати, подобными "фальшивыми шелками" был украшен и Лувр - резиденция французских королей, и замок герцога Армана-Жана дю Плесси, кардинала де Ришелье.

Еще одним шагом на пути к современным обоям стало изобретение ручного способа печати с помощью выпуклой деревянной печатной формы. Выступающие части формы покрывались краской, на них клали лист бумаги и сверху прокатывали ручным валиком или прижимали прессом. Этот способ китайцы использовали еще в X веке, но только в XIV он появился в Европе.

А самым важным открытием в промышленном производстве бумажных обоев стало изобретение в 1799 году французом Луи Робером бумагоделательной машины, которая наконец-то стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Предприятие Робера, а потом и семейства Пате обосновалось в одном из чудеснейших мест в Европе - в городке Чален-сюр-Марн, в 130 километрах от Парижа. Но, увы. В Англии, считавшейся лидером в производстве бумаги, производители платили налог с каждого листа, соответственно выпуск бумажных обоев рулонами был государству совсем не выгоден. А Франция вела войны, ей было не до обоев, тем более что еще с 1777 г. ввоз французских обоев в Англию был запрещен. И гениальному изобретению хода не дали...

И лишь спустя 40 лет англичанин У. Престон, работавший мастером-печатником, решил, что на машине для печати на коленкоре (переплетный материал) можно печатать и обои. Он же впервые применил цилиндрические валики для печатного рисунка - так получилась машина, ставшая прообразом современных обойных станков.

Не исключено, что именно английские обои стали причиной загадочной смерти Наполеона Бонапарта в 1821 году на острове Святой Елены.

Дело в том, что в последние годы жизни на острове Наполеон стал чувствовать слабость, появились систематические расстройства пищеварения, головные боли, он стал раздражительным и нервным. При этом он стал резко полнеть, его буквально разносило не по дням, а по часам, появились отеки, стали хуже работать почки. Современные анализы волос Наполеона показали чрезвычайно высокое содержание в них мышьяка, отравление которым в малых дозах очень напоминает ту картину, которую мы только что описали. Одно время было подозрение на целенаправленное убийство (кстати, Наполеон так и написал в завещании: "...умираю отравленный английской олигархией...").

Однако позже анализы образца обоев, которыми была обита спальня и гостиная Наполеона, открыли интереснейшую картину. Обои были украшены рисунком из краски на основе так называемой "шиловой зелени", которая в свою очередь является соединением мышьяка. Она довольно часто применялась в начале века, но затем от нее отказались из-за бесконечных отравлений мышьяком на обойных фабриках.

Так вот, содержание мышьяка в «наполеоновских» обоях составляет 0.12 г/м2, в то время когда верхний токсический предел для подобного рода покрытий многократно ниже только 0.012 г/м2, что в десять(!) раз меньше. Медицинские расчеты показывают, что подобное "ползучее отравление" вполне могло иметь место.

В Россию изобретение Луи Робера пришло только в первой трети XIX века. Уже в 1632 году в домах знати были бумажные обои, но они покупались за границей или в богатых поместьях производились кустарным способом своими же крепостными.

В последней трети XVIII столетия дворянскую Россию захлестнула строительная мания. Возводились сотни особняков и усадеб, потребовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои бешено возрос! Стало модно кроме традиционных в то время отделочных материалов - художественных тканей, искусственного и натурального мрамора, золоченой деревянной резьбы, бронзы и хрусталя - использовать бумажные обои в оформлении интерьеров.

Первым зданием, в интерьере которого преобладали бумажные обои, стал Елагин дворец в Петербурге в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим К. Росси. «Почтенный замок был построен, как замки строиться должны: отменно прочен и спокоен, во вкусе умной старины. Везде высокие покои, в гостиной штофные обои, царей портреты на стенах, И печи в пестрых изразцах...» Так описывал дворец А. Пушкин в «Евгении Онегине». (Кстати, штоф - это тяжелая шелковая или шерстяная ткань с рисунком) Французы помогли открыть под Петербургом и первую отечественную фабрику обоев, которая выпускала продукцию, "сравнимую с французским оригиналом по рисунку и качеству..." (из газетной рекламы тех лет).

Знаменитая постройка того времени, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино. Бумажные обои использовались здесь для отделки и жилых комнат, и парадных помещений дворца - Картинной галереи, театра, Итальянского павильона и примыкающих к нему кабинетов.

Количество рисунков поражает своим богатством: цветочные композиции, арабески, персонажи античной мифологии, меандровые узоры, бордюры и фризы с растительными и геометрическими орнаментами. Есть здесь обои, имитирующие мрамор разных цветов и рисунков, гранит, порфир, малахит, лепнину потолков и фризов, золоченую деревянную резьбу. Их наклеивают на стены в виде шпалер, из отдельных фрагментов компонуют разнообразные панно, облицовывают поверхности деревянных колонн и постаментов под скульптуру, украшают створки дверей.

Любопытно, что обои клеили не прямо на стены или бумажный подслой, как сейчас, а на холст, натянутый на деревянный подрамник. Его-то и прикрепляли к стене. Таким образом, по обе стороны обоев проникал воздух. Дорогие обои медленнее сырели, меньше деформировались и не так выцветали. Их можно было снять, почистить и, если нужно, заменить холст. Вот почему в том же Елагином дворце обои сохранялись бессменно по двадцать лет.

Конец XVIII - начало XIX веков - период расцвета производства бумажных обоев. Появление машинного способа печати в 20-е годы XIX столетия превратило изготовление обоев в массовое производство. Но, увы, лишило их прежней утонченности и неповторимости.