ВЕЩЬ: Почтовая марка

http://www.e-stamp.ru/history/stamps003.html

До настоящего времени продолжается полемика об авторстве почтовой марки. Некоторые специалисты приписывают авторство шведу Льюту Габриелю Треффенбергу. Дело в том, что именно он, еще в 1823 году предложил идею использования конвертов для предварительной оплаты почтового отправления. Треффенберг предлагал на конвертах напечатать рельефное или красочное изображение почтовой марки. Причем в проекте говорилось и о защите от подделок! Однако его предложение было отклонено как «нелепое».

На австрийской марке с надписью «пионер почтовой марки» изо-бражен Лоуренц Кошир (Laurenz Koschier, 1804–1879). Он еще в 30-х годах прошлого века выдвинул ряд предложений, направленных на упрощение и совершенствование пересылки почтовой корреспон-денции.

Л.Кошир, в частности, предложил почтовому ведомству Австрии, где работал, ввести «пошлинные марки для писем» и продавать их в буклетах. Его идеи признали «нежелательными и прожектерскими». Отчаявшийся изобретатель был вынужден подать в отставку и уда-литься от дел. После появления «черного пенни» Кошир выдвинул идею выпускать марки в форме переводных картинок, чтобы избе-жать их повторного использования [1]. Он умер в том же году, что и Р.Хилл, но в отличие от него – в полной безвестности и нищете.

В Южно-Кенсингтонском музее (Англия) хранятся проекты почтовых марок и пробные образцы ее, каждый величиной око-ло квадратного дюйма. На марках имеются надписи: «Обычный тариф – не более полунции – один пенни» и «Не более унции – 2 пенса».

На одной из марок наложен пробный штемпель «Данди – 10 февраля 1838 г.». Автор проекта – Джеймс Чалмерс. Чалмерс был издателем газеты «Данди кроникл». Для него были достаточно хорошо известны неудобства существовавшего тогда способа оплаты почтовых отправлений, когда почтовый сбор взимался в зависимости от расстояния, на которое отправлено письмо и оплаты получателем. Эти проблемы волновали и других.

Здесь можно привести хрестоматийный сюжет о Р.Хилле и старухе-трактирщице (в некоторых пересказах - молодой служанке), который заставил Хилла подумать о необходимости почтовой реформы. Хилл якобы сидел однажды в зале гостиницы. Отворилась дверь и зашел почтальон. Он подал трактирщице письмо от сына (служанке письмо от жениха) и сказал, что за доставку нужно заплатить 2 шиллинга. Трактирщица (служанка) возвратила письмо и заявила, что для нее эта сумма слишком велика. Хилл решил помочь матери (юной ирландке), и заплатил требуемую сумму. На что она заявила о бесполезности этого поступка, т.к. письма там не было. Сын (жених) якобы знает, что она не в состоянии оплачивать переписку, поэтому посылает только конверт с условными знаками, который и является свидетелем хороших известий.

Не знаю была ли в действительности подобная сцена, однако на практике, как написал мне один из читателей, взаимоотношения адресата и почты нередко развивались следующим образом (цитирую дословно): "Почтальон приносил письмо мистеру Смиту, и тут выяснялось, что мистер Смит уехал по делам и будет вечером. Почтальон приносил письмо мистеру Смиту (вечером), и тут выяснялось, что мистер Смит сегодня, наверное, уже не вернется. На следующий день почтальон опять приносил письмо мистеру Смиту, и тут выяснялось, что мистер Смит, ну вот буквально минут пять назад, куда-то ушел.

Уже начиная с 1834 года, он задумывается над новой системой оплаты. В августе 1834 года Джеймс Чалмерс отпечатал в своей типографии на листе бумаги пробные марки, снабженные с оборотной стороны клеем, и представил эти образцы влиятельным лицам. При этом издатель объяснял преимущество изобретенной им наклеиваемой марки.

В ноябре 1837 года он изложил свою идею Роберту Уоллесу, председателю комиссии, назна-ченной Английским правительством для обсуждения почтовых реформ Роуланда Хилла. Затем в 1838 году Чалмерс представил проект и Лондонскому торговому комитету, также занимавшемуся вопросом изыскания более рационального способа почтовых сборов. В нем автор подробно изложил свою мысль и приложил к проекту несколько образцов марок, о которых говорилось вначале.

В августе 1839 года Казначейство обратилось к публике с просьбой принять участие в об-суждении проекта новой системы оплаты почтовых отправлений. Было представлено множество проектов. Неутомимый Чалмерс предложил свой новый проект. Рассмотрев все проекты, комиссия назвала победителей и в декабре 1839 года был принят указ о введении единой оплаты почтовых отправлений. Изготовление марок поручили фирме «Перкинс, Бэкон & Петч».

И хотя комиссия Казначейства назвала победителей, но на практике ни один из проектов - победителей не осуществился. Было решено создать почтовую марку на основе портрета работы Вильяма Вайона (William Wyon). Об этом более по-дробно говорится в главе «Легендарные марки».

В 1858 году была опубликована первая брошюра в которой оспаривалось первенство Р.Хилла. Ее автором был Лоуренц Кошир. В ней он отстаивал свое право как автора идей и проекта первой почтовой марки. Кроме того, убежденный в том, что с ним поступили несправедливо, он в 1874 году обратился к I конгрессу Всемирного почтового союза с письмом, в котором утверждал, что именно он является изобретателем почтовой марки. В письме он просил возместить все расходы, понесенные в процессе работы над проектом почтовой марки. Однако это письмо участниками конгресса было проигнорировано.

В 1881-82 годах была сделана еще одна попытка отобрать первенство у Р.Хилла. Это сделал Патрик Чалмерс - сын Джеймса Чалмерса, который издал целые три брошюры («The Adhesive Stamp: a Fresh Chapter in the History of Post-Office Reform» (1881), «The Position of Sir Rowland Hill made plain» (1882), «Sir Rowland Hill and James Chalmers, Inventor of the Adhesive Stamp» (London, 1882), в которых попытался доказать, что настоящим изобретателем марки является его отец.

Следует отметить, что в то время, когда Д.Чалмерс разрабатывал свою идею (1834), Р.Хилл еще не думал ею заниматься (брошюра Хилла издана в 1837 году. Соответствующие статьи «Британской энциклопедии» также подтверждают приоритет Чалмерса. Заслуга его признана населением города Данди, где он жил и работал.

Однако история беспристрастна. Есть факты, которые нельзя опровергнуть, именно Роуленд Хилл первым осуществил на практике свой проект, и первая почтовая марка появилась в Англии 1 мая 1840 года.

Нужно сказать, что Хиллу потребовалось более трех лет, для выпуска почтовой марки. В 1837 году Роуленд Хилл опубликовал свой проект «Реформа почтового ведомства, ее значение и осуществимость» (Postal Reform: its Importance and Practicability). В своей работе он предлагал унифицировать почтовые сборы по всей стране, ввести предварительную оплату пересылки с помощью «маленьких кусочков бумаги, достаточных для того, чтобы на них поставить почтовый штемпель, и покрытых с одной стороны клеем, дающим возможность после увлажнения приле-пить их к письму». Чем не классическое определение почтовой марки! В этом проекте было упоминание и об особых конвертах.

Далее среди других реформ он предлагал и отмену привилегий для придворных и членов парламента бесплатно пользоваться почтой. Возможно, именно из-за этого пункта Р.Хиллу и пришлось более трех лет вести упорную борьбу за свои реформы. Парламентарии всех стран одинаковы.

Кто же такой Роуленд Хилл? Какие его человеческие качества позволили ему войти в мировую историю родоначальником почтовой марки?

Он родился 3 декабря 1795 года в многодетной семье. В 12 лет Р.Хилл уже увлекался астрономией, математикой, навигацией. Такая разносторонность сохранилась у него на всю жизнь. Р.Хилл изобрел особую маятниковую систему для часов, ему удалось усовершенствовать паровой двигатель, смоделировать систему под-земных пневматических труб для ускорения пересылки письменных сообщений, он создал собственную модель ротапринта. Кроме этого Р.Хилл проводил различные эксперименты с порохом, изучал явления, происходящие в сильно сжатом газе, работал над созданием техники для строительства дорог. Вместе с одним из пяти братьев он написал несколько книг по различным аспектам образования.

Роуленд Хилл много сил потратил на развитие общеобразова-тельной школы с лабораториями, библиотекой, гимнастическим залом и плавательным бассейном. Школа, которая являлась семейным пред-приятием, пользовалась огромной популярностью. Учиться в ней приезжали даже дети из других стран. Все эти достижения Р.Хилла почти никогда не упоминаются. Для большинства челове-чества Роуленд Хилл – отец почтовой марки. В Англии сэра Роуленда Хилла называют «мистер почтальон».

Роуленд Хилл умер 27 августа 1879 года на 84 году жизни и был похоронен в Вестминстерском аббатстве. К 100-летию его смерти почтовые администрации многих стран посвятили Роуленду Хиллу свои почтовые марки.

Наконец наступил знаменательный день - 1 мая 1840 года. Вот что написал об этом дне в своем дневнике Роуленд Хилл: «В первый раз марки выпущены сегодня для населения. Страшная суматоха на почтамте».

Первого мая марки поступили в продажу. Но, как свидетельства оплаты, они стали дейст-вительны только с 6 мая. Согласно установленным правилам, письма с марками, отправленные в период с 1 по 6 мая , считались неоплаченными и должны были оплачиваться получателем по двойному тарифу. Поэтому официальной датой поступления марок в обращение считается день 6 мая 1840 года.

В настоящее время известно примерно 30-40 писем, отправленных 6 мая 1840 года. Одно из них послано из Ливерпуля. Но самое интересное содержание письма. Миссис Сара Баулт пишет своей приятельнице Анне Свэнуик в Лондон: «Дорогая Анна! Получив в подарок несколько марок, я считаю своим долгом послать тебе в первый день их использования письмо…». Вот так, по-видимому, и родилась традиция коллекционирования конвертов первого дня.

Есть еще одно письмо, отправленное в первый день, причем оно оплачено не одной, а 10 марками. Это письмо адвокатской конторы «Оливерсон, Денби и Севи» в Лондоне, отправленное с документами в Шотландию. Отсюда и большая франкировка письма. На оболочке конверта имеется четкий штемпель типа «мальтийский крест» с надписью «LS.6MY6. 1840». Его и можно считать родоначальником штемпелей «первого дня».

Итак, почтовая марка родилась! Мог ли предвидеть Роуленд Хилл ее блистательное будущее? История это умалчивает. Однако история отмечает уверенную поступь новорожденной почтовой марки по миру. Бразилия и Швейцария (1843 год), США (1847 год), Бельгия, Германия, Франция (1849 год), Австрия, Австралия, Испания (1850 год), Дания и Канада (1851 год). Этот легко продолжить. Но делать это мы не будем. Все эти сведения можно почерпнуть в любом каталоге.

Когда же проект первой почтовой марки был утвержден разгорелись споры о цвете. Вот что писал известный английский коллекционер Ф.Филби: «… было немало сомнений, прежде чем решили печатать первую марку в один пенни черной краской. Ее печатали синей краской на бумаге с водяным знаком в виде маленькой короны. Отпечатки получились довольно блеклые. После долгих рассуждений решили печатать марку в один пенни - черной, а двухпенсовую все же оставить синей».

Но «Черный пенни» черным был не очень долго. Вскоре (в феврале 1841 года) первую марку начали печатать красной краской». Нужно сказать, что изменение цвета марки мера вынуж-денная. Дело в том, что первоначально цвет почтовых штемпелей был красный, и отличить гашеный «черный пенни» от негашеного было иногда затруднительно. Этим и воспользовались экономные граждане, начав клеить на конверты уже гашеные марки. Поэтому вскоре было решено марку номиналом 1 пенни печатать красной краской, а цвет штемпелей сделать интен-сивным черным.

Однако экономные граждане и тут нашли выход. Пользуясь тем, что верхняя часть мар-ки была совершенно одинакова они стали отрезать незатронутые штемпелем верхние половинки и соединять их с «чистыми» нижни-ми половинками. Таким образом ловкачи до-статочно легко стали получать «чистый» пен-ни из двух гашеных.

Для того, чтобы максимально затруднить задумку талантливых англичан с 1858 года красный пенни, а затем и другие выпуски стали выпускаться с литерами во всех 4-х уг-лах. В верхней части печатались те же сим-волы, но в обратном порядке.