ВЕЩЬ: Фонарик

http://www.shtucki.ru/history.php

Однажды в конце 19 века американский изобретатель Джошуа Лайонел Коэн захотел украсить одно из своих комнатных растений: подсветить его снизу. Он спрятал в цветочный горшок батарейку, а над ней закрепил лампочку. Его знакомый Хьюберт, увидев светящийся цветочный горшок, тут же смекнул, что это устройство может стать прототипом переносного осветительного прибора. Дело пахло выгодой.

Когда-то Конрада Хьюберта звали Акиба Горовитц, и жил он не в Нью-Йорке, а в Минске. После эмиграции в Америку Акиба решил сменить имя и стать миллионером. Вначале ему не слишком везло. Чем он только не занимался: торговал сигарами, служил в часовой мастерской, работал в ресторане. С большим трудом накопив небольшую сумму, Горовитц-Хьюберт вложил её в собственный бизнес. Покорять Америку он решил при помощи хитроумных устройств, которые ему поставляли местные изобретатели. Больше всего его интересовали приборы, работающие от батареек.

Конрад Хьюберт заверил Коэна, что в самое ближайшее время начнёт продавать его украшение для растений в своём магазине. И тот уступил ему за символическую цену все права на изобретение. Произошло это в 1896 году.

Хьюберт отлично понимал, что изобретение Коэна требует серьёзной доработки, но сам ничего сделать не смог. Он был продавцом, а не специалистом по электрическим устройствам. Но тут судьба свела его с профессиональным изобретателем Дэвидом Майзеллом. Майзелл пошёл к нему в компаньоны и взялся за усовершенствование цветочного фонаря.

Своё детище компаньоны назвали flashlight – по-английски «вспышка света», что полностью отражало суть работы устройства. Лампы с угольной нитью горели тускло, батарейки были слабыми, поэтому фонарь после замыкания контакта светил лишь несколько секунд. Патент на первый flashlight Хьюберт с Майзеллом получили в том же 1897 году, а уже год спустя была организована компания по производству фонарей Ever Ready («Всегда готов»).

Первое время покупатели относились к новинке с подозрением. Во-первых, мало кто понимал, зачем вообще она нужна: выглядит странно, стоит недёшево, да и света даёт не больше, чем керосинка. И пока Майзелл изобретал новый тип фонаря – фару для велосипеда, Хьюберт решил заняться рекламой.

Он устроил бесплатную раздачу электрических фонарей нью-йоркским полицейским. Патрулировать ночные улицы с фонариком оказалось намного удобнее, чем в полной темноте. Уже примерно через месяц на имя Хьюберта и его компании стали приходить благодарственные письма от полицейских. Цитаты из таких отзывов перепечатывались в газетах, вызывая любопытство обывателей, в том числе нарушителей закона. Рекламная уловка подействовала. Спрос на фонари стал расти.

В 1899 году вышел первый каталог Ever Ready. На нём был изображён глобус, освещённый фонариком, а под ним слоган: «Да будет свет!». К тому времени Хьюберт и компания уже запатентовали 25 видов фонарей. Были среди них и настольные фонари в виде свечек на подставке, и ставшие привычными модели в виде трубок, с различным диаметром, и фонари в виде сундучков и коробок.

В начале 20 века лампочки с угольной нитью были заменены вольфрамовыми, более яркими и надёжными. «Мокрые» батарейки с раствором электролита внутри уступили место «сухим» - солевым. На фонариках появились нормальные выключатели. А у Eveready (для звучности два слова пришлось объединить) появились серьозные конкуренты. И хотя до славы и прибылей первопроходцев им было далеко, Хьюберт придумал очередной рекламный ход. Раз покупателям так полюбились вольфрамовые лампочки, значит, Eveready будет выпускать «вольфрамовые баьарейки»! Конечно же, никакого вольфрама в них не было, зато фонари с такой надписью стали раскупаться в несколько раз быстрее.

Иметь фонарь стало стильно, особенно в 30-е годы, когда кинематографисты изобрели новый жанр – нуар. Под тревожную музыку по затемнённому экрану бродили суровые злодеи в шляпах, надвинутых на глаза. Время от времени они включали фонарик и в дрожащем луче света все предметы становились ещё более загадочными и пугающими. Экзальтированные дамы на просмотрах падали в обморок, а их кавалеры торопились в ближайшую лавку за фонариком. И тут их ожидал покупательский шок. Какой фонарик выбрать? Плоский в стиле ар-деко с росписью под кубизм? Фонарик-пистолет? Или вообще в виде латунного кролика с глазами-лампами? Были и совсем невероятные модели: фонарики-часы, фонари-книги, фонарики в серебре и золоте, инкрустированные драгоценными камнями.

Вторая мировая война смешала все карты производителям декоративных карманных фонариков. Покупатели хотели только одного: чтобы товар был дешёвым, прочным и нормально светил. Заводы штамповали однотипные корпуса, а лампочки и батарейки и до этого не сильно различались. Из предмета роскоши фонарь превратился в предмет первой необходимости.

После войны отношение к фонарям не изменилось. Производители больше не пытались их украшать, только старались сделать удобнее. В середине 60-х появились фонари из пластика, в 70-е – водонепроницаемые, затем – противоударные. Изобретены галогенные и флюоресцентные лампы, «долгоиграющие» батарейки.

Одно из последних досттижений – фонари, работающие от солнечной энергии. Технологическим прорывом последних лет являются фонари со светодиодами. Они работают во много раз дольше фонарей на обычных лампах накаливания.